2019
  Май
29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2
26 Мая 1913

Cовершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь»

26 Мая 1896

Учреждена медаль «В память коронации Императора Николая II»

Стволовые клетки портятся во время жизни «в неволе»

При достаточно долгом культивировании стволовые клетки начинают обнаруживать признаки злокачественного перерождения, и это касается не только индуцированных, но и натуральных эмбриональных стволовых клеток.

Нет нужды напоминать, сколь большие надежды биология и медицина связывают со стволовыми клетками. С их помощью можно вырастить здоровую ткань и пересадить её на место больной. Поэтому особое внимание исследователей приковано к эмбриональным и индуцированным плюрипотентным стволовым клеткам.

И те, и другие способны превращаться в любой тип клеток, только эмбриональные стволовые являются природными, а индуцированные — искусственными, полученными с помощью генно-модифицирующих техник из обычных зрелых клеток. В силу этого вторые более непредсказуемы и менее надёжны из-за возможных негативных побочных эффектов.

Однако при длительном содержании в лабораторных условиях и эмбриональные, и индуцированные стволовые клетки способны превращаться клетки опухоли. Масштабное международное исследование выявило мутации, возникающие в культивируемых линиях стволовых клеток, и эти мутации, очевидно, являются именно следствием их длительной культивации, а не способа получения. Исследование проводилось на 129 типах эмбриональных стволовых клеток и 11 типах индуцированных стволовых клеток, взятых у людей разных этнических групп.

Около трёх четвертей клеточных культур оставались нормальными в течение длительного срока культивирования. Но 20% эмбриональных стволовых клеток к концу эксперимента приобрели дополнительные копии некоторого участка 20-й хромосомы. Три из одиннадцати линий индуцированных плюрипотентных клеток демонстрировали ненормальный кариотип, то есть число хромосом. Статья с результатами эксперимента опубликована в журнале Nature Biotechnology. По словам Мартина Пера из Мельбурнского университета (Австралия), одного из 125 (!) соавторов статьи, изменения, что происходят в стволовых клетках при длительном культивировании, сходны с теми, которые возникают у раковых клеток.

Исследователи подчёркивают, что три четверти линий клеток, оставшихся нормальными, не должны никого вводить в заблуждение: на месте переродившихся «отступников», как говорится, могла оказаться любая из здоровых линий. Результаты исследования говорят скорее о том, что нужно очень внимательно следить за ростом лабораторных культур, используемых в экспериментах и клинических исследованиях, раз уж даже натуральным эмбриональным клеткам мы не можем доверять полностью.