2017
  Июнь
29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2
25 Июня 1876

Американский рыбак Альфред Енсен впервые в истории в одиночку переплыл через Атлантический океан

25 Июня 1950

Началась Корейская война

Y-хромосоме - быть!

Скорость исчезновения Y-хромосомы сильно преувеличена — мужская половая хромосома приматов за последние 25 миллионов лет потеряла всего один ген.

История Y-хромосомы началась 200–300 млн лет назад; полагают, что впервые она появилась у общего предка всех млекопитающих. Разумеется, живые организмы и до этого делились по полу, но раньше такое деление, по мнению учёных, обусловливалось факторами внешней среды.

Теперь же пол получил жёсткое генетическое определение. От гена SOX3 откололся ген-напарник SRY. Хромосома, которая получила SRY-ген, стала мужской, хромосома с геном SOX3 — женской.

Как все обычные парные хромосомы, X и Y поначалу обменивались сходными участками в процессе рекомбинации. Но постепенно мужская хромосома утрачивала фрагменты ДНК, и у неё оставалось всё меньше генов, пригодных для обмена с Х-хромосомой. Сейчас наши половые хромосомы могут обмениваться только материалом из небольших концевых участков. В 2002 году в журнале Nature появилась статья, в которой группа австралийский учёных предрекала мужской хромосоме скорую гибель — примерно в течение 10 млн лет (не такой уж великий срок в эволюционных масштабах). Следует уточнить, что это не обязательно означает исчезновение самого мужского пола: у некоторых млекопитающих (например, слепушонок и щетинистых крыс) при отсутствующей Y-хромосоме гены пола распределены по другим хромосомам.

Гибель Y-хромосомы бурно обсуждалась научным сообществом, пока группа генетиков из Института Уайтхеда (США) не сравнила половые хромосомы человека, шимпанзе и макаки-резуса. Шимпанзе отделились от общего с человеком предка около 6 млн лет назад, и за это время их Y-хромосома утратила большое число различных генов. Но одна группа генов не только осталась, а ещё и приумножилась за счёт копий. Это гены, отвечающие за производство спермы. Такая специализация половой хромосомы, по словам учёных, важна для тех видов, самцы которых практикуют беспорядочные половые связи. В этом случае от Y-хромосомы требуется только одно — как можно больше сперматозоидов, а умеет ли она делать что-то ещё, совершенно неважно.

Чтобы тщательнее проследить историю мужской хромосомы у приматов, исследователи проверили последовательность Y-хромосомы у макаки-резуса. Эти обезьяны пошли по своему эволюционному пути ещё раньше, чем шимпанзе, — 25 млн лет назад. Учёные сравнили хромосомы макак и человека. Тут необходимо заметить, что при всей разнице Y-хромосомы двух видов кодируют большей частью одни и те же гены. Исследователи ожидали, что у макак за счёт большего срока самостоятельной эволюции будет ещё больше копий «сперматозоидных» генов и меньше генов общего назначения. Но тут учёные сделали необычное открытие: оказалось, что разница между Y-хромосомами человека и макак-резусов заключается в одном гене. То есть за 25 млн лет нашей с макаками раздельной эволюции человеческая Y-хромосома потеряла один-единственный ген.

Когда-то давным-давно мужская половая хромосома, возможно, стремительно теряла гены, но к моменту появления на Земле приматов скорость её исчезновения сильно замедлилась. В общем, по словам учёных, можно смело рассчитывать на то, что и через 50 млн лет человеческие мужчины будут при своей Y-хромосоме. Если, конечно, наш вид сам не сгинет в силу собственной же деятельности. В связи с этим авторы работы несколько ехидно предлагают своим коллегам обратить внимание на более насущные проблемы вроде глобального потепления, а не волноваться за судьбу Y-хромосомы.