2017
  Июнь
29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2
25 Июня 1876

Американский рыбак Альфред Енсен впервые в истории в одиночку переплыл через Атлантический океан

25 Июня 1969

Создана рок-группа «Машина времени»

Новый старый мир

Янтарь

Во Франции проведен уникальный эксперимент, позволивший ученым заглянуть под толщу непрозрачного янтаря.

По некоторым данным, именно в нем находится большая часть останков доисторических животных и насекомых. Исследование подобных организмов может пролить свет на многие вопросы современной науки и даже ответить на вопрос о том, как и когда птицы научились летать.

Французские палеонтологи из университета Ренна совместно с Европейским центром синхротронного излучения (ESRF) обнаружили порядка 350 древних насекомых, заключенных в куске непрозрачного янтаря, сформировавшегося 100 млн лет назад.

Исследования янтаря проводились вблизи французского департамента Шарант на юго-западе страны, так как именно там находятся значительные отложения янтаря, 80% которого появились в поздний и средний меловой периоды. Однако к XXI веку окаменевшая смола стала абсолютно непрозрачной. Этот вид янтаря давно занимал умы ученых, так как, по некоторым данным, в нем находится большая часть останков доисторических животных и насекомых. Но все было напрасно. Невооруженным глазом разглядеть его содержимое невозможно – для этого требуется специальная техника. Поэтому группа ученых, проводившая эксперименты над янтарем под руководством Малвины Лэк, обратилась за помощью к сотруднику Европейского центра синхротронного излучения Полю Таффоро, а также сотрудникам ряда других организаций, в том числе Университета Гумбольдта в Германии и Национального Музея естественной истории в Париже.

«Ранее мы пытались исследовать такие отложения при помощи рентгеновских лучей, однако без особого успеха», – цитирует издание г-на Таффоро. Он пояснил, что на этот раз группой ученых был применен уникальный метод микрорадиографии с фазовым контрастом, который и «позволил пролить свет на ранее недоступный материал». К процедуре пришлось тщательно подготовиться. Дело в том, что поверхность янтаря довольно неровная, и в рентгеновских лучах трещины проступают отчетливее, чем останки насекомых.

«Эту проблему удалось решить с помощью воды, которой ученые заполнили разломы, тщательно вымочив куски янтаря перед экспериментом. Плотность янтаря и воды примерно одинаковая, что сделало их единым целым для анализирующей системы и даже улучшило изображение», – говорится в пресс-релизе ESRF. Затем при помощи компьютерных технологий ученые составили трехмерное изображение каждой находки и приступили к их изучению. Высокое качество трехмерных конструкций позволяет палеонтологам подробно изучать организмы и детально описывать их.

Всего ученые обработали более 2 кг смол и янтаря с древесных отложений. Прогнозы исследователей подтвердились. Оказалось, что под толщей смолы скрывались 356 останков и целых скелетов животных и насекомых, включая предков современных ос, мух, муравьев, пауков и клещей. 53% их них биологи уже смогли отнести к определённому роду, остальные являются открытием для современной науки. По словам ученых, дальнейшие исследования янтаря могут доказать, что наравне с гигантскими динозаврами и рептилиями на нашей планете обитали и довольно компактные животные. Большая часть обнаруженных организмов – это довольно маленькие насекомые, самое крошечное из которых не превышает 0,8 мм в длину. «Их было проще поймать, так как более крупные особи могли самостоятельно выбраться на свободу», – предположила Малвина Лэк.

Eспех эксперимента показывает высокую ценность ESRF для исследования окаменелостей. «Непрозрачный янтарь до сих пор таит в себе много загадок прошлого, поэтому мы будем продолжать исследования в этой области, главным образом, с помощью источников синхротронного излучения третьего поколения», – подчеркнула Лэк. Любопытно, что с помощью этой технологии ученые решили исследовать некоторые непрозрачные янтарные образцы, содержащие перья, о структуре которых, по данным ESRF известно очень немного. Ученые надеются, что изучение непрозрачного янтаря может пролить свет и на эту проблему, подтвердив или опровергнув существующие ныне теории о том, как и когда птицы научились летать.