Лев хранил самую древнюю галактику

MACS 1149-JD. Фото NASA/Spitzer/Hubble

Астрономы обнаружили самую отдаленную галактику.

Команда американских астрономов обнаружила самую отдаленную известную галактику, которая получила название MACS 1149-JD. Ее изучение позволит получить новую информацию о том периоде, который предшествовал раннему развитию Вселенной.

Наблюдения и расчёты учёных показывают, что через 400 тысяч лет после Большого взрыва космос представлял собой океан атомов. В возрасте одного миллиарда лет Вселенная уже была заполнена галактиками. Теперь астрономы впервые получили возможность заглянуть в так называемое космическое "средневековье".

Чтобы обнаружить новую галактику Чжэн и его коллеги использовали эффект гравитационной линзы. Суть его заключается в том, что большие скопления материи взаимодействуют со светом, подобно оптической линзе, заставляя его своей гравитацией менять направление распространения. При определённых обстоятельствах этим свойством можно воспользоваться, чтобы увидеть галактики, недоступные для наблюдения с Земли.

Группа Чжэна изучила снимки галактического скопления MACS J1149+2223 в созвездии Льва, полученные телескопом Hubble. Анализ степени искривления пространства на границах этого образования показал, что исследователи имеют дело с мощной гравитационной линзой, которая усиливает свет расположенных за ней объектов в 15 раз.

Для более детального изучения окрестностей скопления были использованы данные, полученные "Хабблом" и "Спитцером" (Spitzer). В результате учёные заметили, что одна из галактик отличается от остальных по своему спектру.

В её излучении присутствовала тёмная область, которая в астрофизике называется пределом Лаймана и наблюдается только у самых древних звёзд. Этот "обрыв" спектра определяется тем, что атомы водорода не могут излучать или поглощать волны длиной менее 91 нанометра. Самые древние звёзды состоят преимущественно из водорода, поэтому в их спектре не просматриваются линии "ниже" этого предела.

Излучение галактик, расположенных в 13 миллиардах световых лет от Земли, по пути смещается в инфракрасную часть спектра вместе с пределом Лаймана. Таким образом, провал в инфракрасном спектре является главным отличием древней галактики от относительно новой. А степень красного смещения помогает точно определить возраст наблюдаемого объекта.

Команда Чжэна установила величину красного смещения у галактики, получившей имя MACS 1149-JD, на отметке 9,6, что соответствует 13,1 миллиарда световых лет, передает vesti.ru. Значит, в таком виде (в котором мы наблюдаем её сейчас) она существовала всего через 490 миллионов лет после Большого взрыва. Следовательно, галактика сформировалась на самых ранних этапах развития Вселенной.

Цвет звёздного образования позволяет предположить, что возраст MACS 1149-JD составляет менее 200 миллионов лет. К тому же она компактная и маленькая (масса галактики не превышает 1% массы Млечного Пути). Эти данные соответствуют существующим теориям ― согласно представлениям астрономов, на заре Вселенной галактики были крохотными, позднее они сливались, образуя наблюдаемые сегодня звёздные скопления.

"С большой степенью уверенности можно сказать, что эта галактика является самым далёким объектом, который мы когда-либо наблюдали, — говорит ведущий автор исследований Вэй Чжэн из университета Джона Хопкинса. – Изучение этого объекта позволит нам больше узнать о самых древних периодах в истории Вселенной".

Старший научный сотрудник отдела изучения галактик и переменных звезд ГАИШ Владимир Сурдин отметил, что MACS 1149-JD было очень трудно заметить.

«Явление гравитационной линзы усилило свет от галактики, иначе ее бы никто не увидел. О самих темных веках специалисты не смогут получить информацию, так как тогда еще не было ни звезд, ни галактик, но специалисты подошли вплотную к изучению эпохи сразу после темных веков. Это позволит узнать, какие звезды зародились первыми и как они были объединены в галактики. Это открытие позволило астрономам заглянуть так далеко, как еще не удавалось», — отметил Сурдин.

По словам директора ГАИШ, академика РАН Анатолия Черепащука, MACS 1149-JD лежит на границе между «мертвой зоной», где ничего нет, с тем периодом, когда начали появляться первые галактики.

«Сразу после Большого взрыва не существовало никаких структур. Была водородно-гелиевая плазма, которая потом за счет сгущений и гравитационной неустойчивости сформировала зародыши галактик. Астрономы, видимо, обнаружили одну из первых галактик, которые образовались во Вселенной. Это открытие поможет определить момент, когда зарождались первые структуры во Вселенной», — добавил Черепащук, слова которого приводит rbcdaily.ru.