Мир природы Карта сайта Правила работы с сайтом Наши авторы
Введение Новости Заповедники

Люди и наука

Фридрих Артурович Цандер

Цандер Фридрих Артурович   (1887-1933) Цандер Фридрих Артурович (1887-1933)

Инженер-изобретатель в области теории меж- планетных полётов, один из пионеров ракетной техники

Фридрих Цандер появился на свет в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и Елены Цандер, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька (23.08.1887 г.). Он был четвертым ребенком. В 1889 г. мать умерла при родах дочери. Детей воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, Артур Цандер окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году — Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения образования он отправился в Вену, где защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями о возможной разумной жизни на других планетах развил в любознательном сыне стремление полететь к звездам.

В доме отца была неплохая библиотека. Особенно нравились маленькому Фридриху книги по астрономии и романы Жюля Верна.

В 1898 г. Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли, которое он заканчивает в 1905 г. первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», который производит на него огромное впечатление. В том же году Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.

В 1905 г. Цандер уезжает из Риги (администрация, напуганная революционными беспорядками, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге (ныне Гданьске), а в 1907 г. возвращается в Ригу. В 1908 г. при участии Цандера организуется Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха.

Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней ракеты. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее — в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней. В 1914 г. после окончания института Цандер поступает на завод «Проводник» (позже РЭЗ), являвшийся отраслевым гигантом того времени. Цандер и здесь остался верен себе: диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы, и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд.

В 1915 г. в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву. Цандер проводит эксперименты по созданию «оранжереи авиационной легкости» или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения космонавтов. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи, надеясь, что так смогут поступать космонавты на орбите.

В 1921 г. происходит встреча Цандера с главой большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным. Они беседуют о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно оценивать сущность коммунистической идеологии и личностные качества лидера большевиков. Но факт не оставляет сомнений: на Цандера Ленин произвел большое впечатление. Ученый решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее решить поставленные перед ним задачи.

В 1921 г. Цандер представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана В 1924 опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелеты на другие планеты», в которой изложил свою основную идею — сочетание ракеты с самолетом для взлета с Земли и последующее сжигание в полете самолета в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. Это была первая публикация Цандера по космической тематике. С 20-х гг. Цандер, наряду с исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой теории и расчетом двигателей внутреннего сгорания.

В 1922—1923 гг. Фридрих Цандер получает длительный отпуск. Как сказано в отпускном свидетельстве: «отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода «Мотор» покрыли из своей зарплаты 2-месячный заработок ученого. В 1924 г. Цандер подает в Комитет по изобретениям авторскую заявку на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но получает отказ. Комитет считает проект слишком фантастическим. Цандер скрупулезно просчитал разные диковинные идеи: соединение космических объектов тросом, применение крыльев на начальном этапе полета космической ракеты и планирующий спуск космических аппаратов в атмосфере, оранжерея на орбите, использование гравитационного поля встречных планет для разгона межпланетных аппаратов, «солнечный парус», противометеоритная защита...

Его задорное: «А все-таки мы полетим на Марс!» придавало новые силы коллегам по Группе изучения реактивного движения в самые отчаянные моменты. В 1926 г. Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста, а с 1930 г. становится преподавателем Высшего аэромеханического училища (ныне Московского авиационного института).

В 1931 г. под председательством Ф. Цандера организуется группа изучения реактивного движения (ГИРД). Ее технический совет возглавляет Сергей Королев. Работы развернулись полным ходом. В короткие сроки был создан двигатель ОР-2. Именно он впоследствии послужил прототипом двигателя для германской ракеты «Фау-2». Но Цандеру уже не суждено было участвовать в испытании ракеты ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем. Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм не справился с болезнью и талантливейший инженeр-конструктор скончался в Кисловодске на 46-м году жизни (28.03.1933 г.).

В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в СССР. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществлением космических полетов.

Наши контакты:


Энциклопедия для детей. Мир природы.
Спасибо, что вы с нами!

Skype: geoserenity
Контактный телефон: +7 (8903) 712-11-74
Email: scirent@mail.ru